Отчет о работе депутата Тюменской областной Думы Ковина Владимира Анатольевича за 2016 год

Отчет о работе
депутата Тюменской областной Думы
Ковина Владимира Анатольевича
за 2016 год

Работа проходила согласно плану законотворческой деятельности Тюменской областной Думы. За отчетный период депутат принял участие в работе всех заседаний Тюменской областной Думы.

При подготовке к заседаниям областной Думы принимал участие в рассмотрении вопросов на заседаниях Комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям, Комитета по бюджету, налогам и финансам. Основные вопросы, рассмотренные за указанный период:

  • О Законе Тюменской области «О внесении изменения в Закон Тюменской области «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

Областная Дума поддержала решение комитета и приняла Закон Тюменской области от 23.09.2016 №65 «О внесении изменения в Закон Тюменской области «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

  • О проекте закона Тюменской области №1323-05 «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Тюменской области «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

Законопроект внес депутат Тюменской областной Думы, руководитель фракции ЛДПР Трубин Глеб Александрович.

Проектом закона предлагалось внести в названный закон изменение, устанавливающее возможность предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

В связи с наличием двух отрицательных заключений комитет решил вернуть указанный законопроект субъектам права законодательной инициативы для доработки.

  • О проекте закона Тюменской области №1347-05 «О внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области».

Законопроект внесен Правительством Тюменской области вне Плана.

Законопроект разработан в целях совершенствования порядка управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Комитет рекомендовал депутатам областной Думы рассмотреть законопроект в первом и втором окончательном чтениях.

Дума поддержала решение комитета и приняла Закон Тюменской области от 29.03.2016 №19 «О внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области».

  • О проекте закона Тюменской области «О внесении изменения в статью 14.3 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области».

Законопроект внесен Губернатором Тюменской области и разработан в целях создания условий для оказания поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций в Тюменской области и лишившимся жилья, а также гражданам, являющимся «обманутыми дольщиками».

  • О проекте закона Тюменской области №1368-05 «Об исполнении областного бюджета за 2015 год».

Анализ исполнения областного бюджета за 2015 год показал, что областной бюджет по доходам исполнен в сумме 136 618 831 тыс. рублей, что составило 101,3% к плановым назначениям.

По сравнению с 2014 годом доходы областного бюджета ниже на 7 797 101 тыс. рублей или на 5,4%, что связано в основном с уменьшением поступления налога на прибыль организаций. При этом следует отметить, что выполнение плана поступления по налога на прибыль организаций составило в 2015 году 101,2%.

По расходам областной бюджет за 2015 год исполнен в сумме 123 792 590 тыс. рублей, что составило 90,6% к плановым назначениям.

По сравнению с 2014 годом расходы областного бюджета в 2015 году ниже на 11 496 219 тыс. рублей или на 8,5%.

Из 57 подразделов классификации расходов бюджета от 90 до 97% выполнен план финансирования по 11 подразделам, в том числе по «Сельскому хозяйству и рыболовству» - на 95,9%.

  • О проекте закона Тюменской области №1385-05 «О внесении изменения в Закон Тюменской области «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» (первое – второе окончательное чтения).

Законопроект внесен в порядке законодательной инициативы Губернатором Тюменской области В. В. Якушевым.

Комитет рекомендовал депутатам областной Думы рассмотреть законопроект в первом и втором окончательном чтениях.

Дума поддержала решение комитета и приняла Закон Тюменской области от 24.06.2016 №58 «О внесении изменения в Закон Тюменской области «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

Принятый закон наделил граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в Ямало-Ненецком автономном округе, правом на приобретение бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Тюменской области.

  • О проекте закона Тюменской области № 1292-05 «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации».

Законопроект был внесен в областную Думу в порядке законодательной инициативы депутатами областной Думы Н. А. Бабиным, Н. П. Барышниковым, Т. Н. Казанцевой, В. С. Чертищевым, Е. А. Ребякиным.

В соответствии со статьей 121 Регламента Тюменской областной Думы, в связи с наличием двух отрицательных заключений на законопроект, комитет решил законопроект на заседание областной Думы не вносить.

  • О проекте закона Тюменской области №1372-05 «О внесении изменения в статью 9 Закона Тюменской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области».

Законопроект внесен в областную Думу депутатом областной Думы В. С. Чертищевым. Законопроект был разработан в связи с внесением в областную Думу проекта закона Тюменской области «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации».

Законопроект мог быть рассмотрен только в случае принятия Закона Тюменской области «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации».

В связи с тем, что указанного обстоятельства не наступило, а также учитывая наличие двух отрицательных заключений на законопроект, комитет решил законопроект на заседание областной Думы не вносить.

  • О проекте закона Тюменской области №1415-05 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

Законопроект был подготовлен в целях уточнения параметров областного бюджета на 2016 год с учетом ожидаемого поступления доходов областного бюджета, внесен в порядке законодательной инициативы Губернатором Тюменской области В. В. Якушевым.

  • О проекте закона Тюменской области №1402-05 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования» (первое – второе окончательное чтения).

Законопроект направлен на приведение областного закона в соответствие с федеральным законодательством.

Комитет рекомендовал депутатам областной Думы рассмотреть законопроект в первом и втором окончательном чтениях.

Дума поддержала решение комитета и приняла Закон Тюменской области от 23.09.2016 №83 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования».

  • О проекте закона Тюменской области №1413-05 «О внесении изменений в статью 6.1 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» (первое – второе окончательное чтения).

Законопроект был разработан в целях приведения областного закона в соответствие с федеральным законодательством в части терминологии.

Комитет рекомендовал депутатам областной Думы рассмотреть законопроект в первом и втором окончательном чтениях.

Дума поддержала решение комитета и приняла Закон Тюменской области от 23.09.2016 №84 «О внесении изменений в статью 6.1 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области»

  • О проекте закона Тюменской области № 1424-06 «О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области» (первое – второе окончательное чтения)

Законопроект внесен в областную Думу Правительством Тюменской области.

Законопроект был направлен на приведение законов Тюменской области, регулирующих порядок распоряжения и управления государственными землями, в соответствие с федеральным законодательством.

Комитет рекомендовал депутатам областной Думы рассмотреть законопроект в первом и втором окончательном чтениях.

Дума поддержала решение комитета и приняла Закон Тюменской области от 08.11.2016 №88 «О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области».

  • О проекте закона Тюменской области №1433-06 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

Законопроект был внесен в порядке законодательной инициативы Губернатором Тюменской области В. В. Якушевым.

Общий объем доходов областного бюджета на 2017 год запланирован в объеме 105 001 710 тысяч рублей, что ниже по сравнению с утвержденными показателями на 2016 год на 11 509 688 тысяч рублей или на 9,9%.

Расходы областного бюджета планируются на 2017 год в объеме 121 775 422 тысяч рублей, что ниже по сравнению с 2016 годом на 14 356 832 тысяч рублей или на 10,5%, а по сравнению с объемом расходов областного бюджета на 2017 год.

В целом расходы областного бюджета по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» запланированы на 2017 год в объеме 5 627 712 тысяч рублей, что ниже по сравнению с 2016 годом на 181 409 тысяч рублей или на 3,1%.

Комитет рекомендовал депутатам областной Думы принять в первом чтении проект закона Тюменской области №1433-06 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Дума поддержала решение комитета и приняла законопроект в первом чтении (постановление Тюменской областной Думы от 24.11.2016 № 78).

На следующий день (25.11.2016) законопроект был рассмотрен Думой во втором и третьем окончательном чтении и принят Закон Тюменской области от 09.12.2016 № 104 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».


Кроме того, в порядке законодательной деятельности комитет рассмотрел следующие вопросы об отзывах на проекты федеральных законов.

  • Дважды (в апреле и в декабре 2016 года) комитет рассматривал вопрос О заключениях на проекты федеральных законов №861659-6 и №869166-6 «О пчеловодстве».

В апреле 2016 данный вопрос был рассмотрен по инициативе комитета, а в декабре в соответствии с решение Совета Госдумы о направлении указанных законопроектов на отзывы в субъекты Российской Федерации.

Благодаря длительному сроку подготовки информационное наполнение вопроса удалось обсудить на общем собрании Союза пчеловодов Тюменской области (присутствовало 60 человек), а также на всероссийской конференции по пчеловодству, проходившей в апреле 2016 г. в Государственной сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева (г. Москва).

Внесенные в Госдуму в 2015 году проекты федерального закона «О пчеловодстве» отличаются концептуально.

  • О проекте федерального закона №1160742-6 «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект внесен Правительством Российской Федерации, и направлен в субъекты РФ для подготовки отзывов.

Основными целями законопроекта являются совершенствование правового регулирования в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а также устранение неточностей, которые содержит в настоящее время Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан».

В частности, исключается не используемое в жилищном законодательстве понятие «жилое строение», вводится понятие «садовый дом», для размещения которого не требуется выдача разрешения на строительство; предлагается предусмотреть общие принципы расчета взносов в товариществах, а также порядок подготовки финансово-экономического обоснования размеров взносов, утверждаемого общим собранием членов товарищества.

Также законопроектом предлагается сократить количество организационно-правовых форм товариществ собственников до двух: садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество; прописываются правила их образования.

Дума поддержала решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 24.11.2016 № 96).


По разделу III Плана «Взаимодействие Тюменской областной Думы с органами местного самоуправления» во исполнение плана мероприятий Тюменской областной Думы по итогам проведения Дня Тюменской областной Думы в Казанском муниципальном районе (20.11.2015), утвержденного распоряжением председателя Тюменской областной Думы от 22.12.2015 № 180-рп, комитет рассмотрел информации, предусмотренные указанным планом, при рассмотрении следующих вопросов:

  • О ходе выполнения региональной программы продовольственной безопасности Тюменской области (решение комитета от 08.06.2016).

В этом вопросе комитетом рассмотрена и принята к сведению информация о поддержке продвижения товаров сельскохозяйственных товаропроизводителей Тюменской области на потребительские рынки Ханты-Мансийского автономного округа–Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа;

  • Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.06.2014 № 2127 «О рекомендациях дня депутата по теме: «Совершенствование системы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Тюменской области» (решение комитета от 08.06.2016);
  • Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 25.06.2015 № 3021 «О рекомендациях «круглого стола» по теме: «Вопросы научного, инновационного, информационно-консультационного обеспечения агропромышленного комплекса Тюменской области» (решение комитета от 11.05.2016).

Кроме того, комитет организовал проведение семинара-совещания по теме: «Вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных отношений», состоявшегося в Тюменской областной Думе 14.04.2016. В мероприятии приняли участие представители муниципальных районов и городских округов Тюменской области. Вопрос о рекомендациях семинара-совещания рассмотрен комитетом, рекомендации одобрены постановлением Тюменской областной Думы от 26.05.2016 №3712 (о содержании рекомендаций см. раздел «Проведение семинаров»).


В рамках выполнения раздела V Плана «Контрольная деятельность» комитетом рассмотрены следующие вопросы об информациях о реализации Законов Тюменской области.

1. Об информации Правительства Тюменской области о ходе реализации Закона Тюменской области «О ветеринарии в Тюменской области».

Закон Тюменской области «О ветеринарии в Тюменской области» регулирует отношения в сфере ветеринарии в следующих целях:

  • предупреждение и ликвидация очагов болезней животных;
  • защита населения от болезней, общих для человека и животных;
  • обеспечение безопасности кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных.

Достижение указанных целей осуществляется путем реализации государственной программы Тюменской области «Основные направления развития ветеринарной службы».

Законом Тюменской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на реализацию мероприятий Программы в 2015 году было предусмотрено 233 004 тыс. руб.

Финансирование Программы за 11 месяцев 2015 года составило 212 854 тыс. руб.

Комитет принял информацию Правительства Тюменской области о ходе реализации Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 304 «О ветеринарии в Тюменской области» к сведению.

2. Об информации Правительства Тюменской области о ходе реализации Закона Тюменской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования»

Рассмотрев информацию комитет решил рекомендовать депутатам областной Думы поручить комитету областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям в рамках семинара-совещания по теме: «Вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных отношений» (14 апреля) рассмотреть вопрос о проекте федерального закона №1007443-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иные законодательные акты Российской Федерации», и вынести вопрос об отзыве на указанный законопроект на очередное заседание Тюменской областной Думы.

3. Об отчете об исполнении областного бюджета за первый квартал 2016 года.

Анализ исполнения областного бюджета за первый квартал 2016 года показал, что областной бюджет по доходам исполнен в сумме 31 661 893 тысяч рублей, что составило 30,2% к годовым назначениям.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы областного бюджета ниже на 7 202 402 тысяч рублей или на 18,5%, что связано в основном с уменьшением поступления налога на прибыль организаций.

Общий объем доходов областного бюджета составил в первом квартале 2016 года, как уже отмечалось выше, 31 661 893 тысяч рублей или 30,2% к плану на год.

Областной бюджет в первом квартале 2016 года исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 13 162 183 тысяч рублей.

Расходы областного бюджета в первом квартале 2016 года составили 18 499 710 тысяч рублей или 14,7% к годовым назначениям.

Расходы областного бюджета в первом квартале текущего года выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1 724 775 тысяч рублей или на 10,3%.

Расходы на финансирование сельского хозяйства и рыболовства профинансированы в первом квартале текущего года на 20,0% к годовым плановым назначениям и составили 1 083 806 тысяч рублей. На реализацию государственной программы «Основные направления развития агропромышленного комплекса» направлено 1 000 471 тысяч рублей, что выше по сравнению с первым кварталом 2015 года на 327 296 тысяч рублей или на 48,6%. Годовой план финансирования данной программы выполнен в первом квартале 2016 года на 20,3%.

На реализацию государственной программы «Основные направления развития ветеринарной службы» направлено в первом квартале 2016 года 58 895 тысяч рублей, что составило 25,4% к годовым бюджетным назначениям. Начиная с 2016 года мероприятия по развитию земельных отношений запланированы в рамках государственной программы «Развитие имущественного комплекса».

На реализацию мероприятий государственной программы «Развитие имущественного комплекса» направлено 15 075 тыс. рублей (0,9% от годового плана).

Комитет решил рекомендовать депутатам областной Думы отчет об исполнении областного бюджета за 1 квартал 2016 года принять к сведению.

4. «Об информации Правительства Тюменской области о ходе реализации Закона Тюменской области «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

По информации Правительства Тюменской области от 2015 года реализация мероприятий государственной программы Тюменской области «Развитие жилищного строительства до 2020 года» была приостановлена до появления финансовой возможности областного бюджета, с учетом налоговых поступлений.

Рассмотрев информацию комитет решил рекомендовать депутатам областной Думы рекомендовать Правительству Тюменской области ускорить рассмотрение вопроса о целесообразности включения работ по формированию земельных участков в целях их последующего предоставления многодетным семьям в перечень первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Тюменской области, утвержденный распоряжением Правительства Тюменской области от 13.02.2015 № 137-рп. Депутаты областной Думы поддержали решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 21.04.2016 № 3622).

5. Об информации Правительства Тюменской области о ходе реализации Закона Тюменской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области»

Бюджетное финансирование предусмотренных Законом мероприятий осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Основные направления развития агропромышленного комплекса в Тюменской области» на 2013–2020 годы.

Рассмотрев информацию депутаты решили рекомендовать депутатам областной Думы рекомендовать Правительству Тюменской области уделить особое внимание:

  • социальному развитию села, созданию условий для привлечения и закрепления специалистов в сельской местности;
  • внедрению новых технологий в растениеводстве и повышению доли энергонасыщенной сельскохозяйственной техники.

Депутаты областной Думы поддержали решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 15.09.2016 № 3954).

6. Об информации Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области о реализации статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Рассмотрев информацию Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области депутаты приняли ее к сведению (решение комитета от 02.09.2016).

7. Об информации Правительства Тюменской области «О реализации Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области».

Комитетом предложено депутатам областной Думы рекомендовать Правительству Тюменской области при заключении государственных контрактов на проведение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков, входящих в состав земель населенных пунктов Тюменской области, и земельных участков, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, а также при проведении антикоррупционной и общественной экспертиз таких работ учитывать необходимость соблюдения принципа определения кадастровой стоимости земельных участков на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости (п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 № 508 в ред. от 22.06.2015).

Депутаты областной Думы поддержали решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 27.10.2016 № 59).

8. Об информациях о ходе реализации Закона Тюменской области «О пчеловодстве»

В постановлении Думы от 2015 года о реализации закона Тюменской области «О пчеловодстве» было рекомендовано всем контрольным органам обратить особое внимание на качество меда, реализуемого на ярмарках.

Рассмотрев информации Правительства Тюменской области, Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, Управления Россельхознадзора по Тюменской области ЯНАО и ХМАО, ФГБНУ «ВНИИВЭА» о ходе реализации Закона Тюменской области «О пчеловодстве», комитет принял их к сведению.

Кроме того, комитет рекомендовал депутатам областной Думы:

  • Рекомендовать государственным контрольным и надзорным органам (Россельхознадзор, Роспотребнадзор (в лице их территориальных управлений), Управление ветеринарии Тюменской области) в пределах своей компетенции продолжить работу по контролю и надзору за соблюдением ветеринарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей при торговле медом и продуктами пчеловодства на ярмарках, проводимых в Тюменской области.
  • Поручить комитету Тюменской областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям в случае принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона «О пчеловодстве» (№861659-6 или №869166-6) подготовить к нему поправки.

Депутаты областной Думы поддержали решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 15.12.2016 №151).

9. О результатах мониторинга правоприменения Закона Тюменской области «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей»

В ходе мониторинга была проделана большая аналитическая работа.

Проанализированы информации, которые поступили от Правительства Тюменской области, Прокуратуры Тюменской области, Управления Минюста России по Тюменской области, Тюменского областного суда, органов местного самоуправления Тюменской области, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, входящих в УрФО, структурных подразделений аппарата областной Думы.

По заказу областной Думы проведена научно-исследовательская работа по изучению общественного мнения по вопросам применения Закона.

Предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере, которые сформированы в результате анализа всех поступивших материалов, нашли свое отражение в решении комитета, которое гласит:

а) Информации о результатах мониторинга принять к сведению.

б) Поручить комитету Тюменской областной думы по аграрным вопросам и земельным отношениям (В.А. Ковин) совместно с Правительством Тюменской области изучить вопрос о целесообразности внесения изменений в действующее законодательство Тюменской области в части:

  • создания условий для обеспечения большей информационной открытости процедуры бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям;
  • установления возможности предоставления многодетным семьям земельных участков большей площади, чем предусмотрено законом, в случае если участки предоставляются из числа ранее предоставленных по договору аренды гражданам для ИЖС и изъятых в связи с неиспользованием их по целевому назначению;
  • установления возможности передачи земельных участков многодетным семьям с установленными в натуре межевыми знаками поворотных точек границ земельных участков. 

в) Направить настоящее решение в Правительство Тюменской области.


В рамках выполнения раздела V Плана «Контрольная деятельность» комитетом рассмотрены следующие вопросы о выполнении постановлений и протокольных поручений областной Думы:

1. Об информациях о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 19.03.2015 №2723 «Об информации Правительства Тюменской области о развитии сетевого проекта «Агропоколение».

В целях создания дополнительных условий для учащихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, а также специалистов, занятых в сфере АПК, Департаментом образования и науки Тюменской области разработан сетевой образовательный проект: «Агропоколение».

В настоящее время в рамках проекта «Агропоколение» занимаются около 1000 обучающихся общеобразовательных организаций, количество школ, участвующих в проекте – 68, количество предприятий агропромышленного комплекса - 81.

С учетом оптимизации количество учреждений общего образования на начало 2016 года должно составлять 191 учреждение.

Рассмотрев вопрос, комитет решил информации принять к сведению, рекомендовать депутатам областной Думы рекомендовать Правительству Тюменской области, органам местного самоуправления, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», образовательным учреждениям среднего профессионального образования Тюменской области, осуществляющим подготовку специалистов сельскохозяйственного профиля:

  • обеспечить дальнейшее развитие системы подготовки и профессиональной переподготовки преподавательского состава для образовательных учреждений высшего, среднего профессионального образования, повышение образовательного уровня преподавательского состава в целях реализации новых образовательных программ, расширения спектра дополнительных образовательных услуг, повышения качества профессионального образования с учетом основных направлений развития агропромышленного комплекса области;
  • продолжить проведение комплексного мониторинга потребностей агропромышленного комплекса Тюменской области в специалистах, соответствия квалификации выпускников требованиям предприятий, трудоустройства выпускников образовательных учреждений;
  • уделить особое внимание информированию молодежи о возможностях участия в проекте «Агропоколение», новых образовательных программах путем размещения информации на официальных Интернет-порталах, сайтах, социальных сетях.

Депутаты областной Думы поддержали решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 11.02.2016 № 3447).

2. Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 02.09.2011 №3103 «О рекомендациях дня депутата по теме: «Развитие рыболовства и рыбоводства в Тюменской области».

В государственной программе Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013-2020 годы в рамках задачи «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» отражены вопросы развития рыбохозяйственного комплекса, в том числе основные направления обеспечения роста выращивания товарной рыбы и рыбопосадочного материала.

Рассмотрев вопрос, комитет решил информации принять к сведению, рекомендовать депутатам областной Думы поручить комитету областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям рассмотреть вопросы развития рыбной отрасли в рамках проведения 25.05.2016 года дня депутата по теме: «Развитие рыбохозяйственной деятельности и товарного рыбоводства в Тюменской области».

Депутаты областной Думы поддержали решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 21.04.2016 № 3625).

3. Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 25.06.2015 №3021 «О рекомендациях «круглого стола» по теме: «Вопросы научного, инновационного, информационно-консультационного обеспечения агропромышленного комплекса Тюменской области».

Круглый стол по теме: «Вопросы научного, инновационного, информационно-консультационного обеспечения агропромышленного комплекса Тюменской области» состоялся 20 мая 2015 года.

Развитие инноваций в агропромышленном комплексе Тюменской области осуществляется в соответствии с Законом Тюменской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области» и Законом Тюменской области «О научной, научнотехнической и инновационной деятельности в Тюменской области».

Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Тюменской области определен постановлением Правительства Тюменской области «О приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Тюменской области». В число приоритетных направлений входят сельское хозяйство и пищевая промышленность, биотехнологии, рациональное природопользование. Более узкие научные направления определяются государственными заданиями научных организаций, заказами предприятий, тематикой грантовых исследований.

Рассмотрев вопрос, комитет решил информации принять к сведению и предложил депутатам областной Думы рекомендовать Правительству Тюменской области продолжить проведение мероприятий, направленных на совершенствование системы размещения заказов на научно-техническую продукцию.

Депутаты областной Думы поддержали решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 26.05.2016 № 3710).

4. Об информации Правительства Тюменской области о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 28.06.2012 №394 «О рекомендациях дня депутата по теме: «Проблемы и перспективы развития животноводства в Тюменской области».

По результатам 2015 года в сельскохозяйственных организациях было произведено на 8,4 тыс. тонн, или 3,2%, молока больше, чем в прошлом году; продуктивность молочного стада увеличилась на 3,2% и составила 6 084 кг на одну корову (без учета малых форм хозяйствования). Сохранены производственные показатели в яичном птицеводстве. Яйценоскость кур, достигнутая на уровне 337 яиц от одной курицы-несушки, является лучшим показателем как в Уральском федеральном округе, так и в Российской Федерации в целом. Специализированные свиноводческие предприятия ежегодно наращивают объемы производства мяса и поголовье свиней. За 2015 год поголовье свиней в данном секторе увеличилось на 6,9%, или на 13,3 тыс. голов, производство свинины увеличилось на 1,9% и составило 35,3 тыс. тонн.

Несмотря на достигнутые показатели, в животноводстве остается достаточно много проблем, которые в настоящее время решить не удается.

В частности, одной из задач является сохранение и увеличение маточного поголовья крупного рогатого скота и увеличение объемов производства молока и мяса в субъектах малого предпринимательства и в личных подсобных хозяйствах. По итогам 2015 года в хозяйствах всех категорий произошло снижение поголовья коров на 3,5 тыс. голов, или на 3,4%, при одновременном сохранении коров на сельскохозяйственных предприятиях на уровне 100,4% к прошлому году. Как следствие сокращения количества коров произошло снижение объемов производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах и на личных подворьях граждан. За 2015 год в хозяйствах всех категорий было произведено 522,8 тыс. тонн молока, что на 9,1 тыс. тонн меньше, чем в прошлом году. Продолжается снижение поголовья свиней, содержащихся в личных подсобных хозяйствах граждан. В 2015 году поголовье свиней в хозяйствах всех категорий снизилось на 3,0% и составило 294,7 тыс. голов.

Рассмотрев вопрос, комитет решил информации принять к сведению, отметить системную работу органов исполнительной власти Тюменской области по борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, импортозамещению пищевых продуктов, модернизации существующих и строительству новых цехов по убою скота в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза ТР ТС 034/2013.

Кроме того, депутаты рекомендовали поручить профильному комитету областной Думы при подготовке проекта плана работы Тюменской областной Думы на 2017 год предусмотреть проведение мероприятия по вопросам развития животноводства.

Депутаты областной Думы поддержали решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 26.05.2016 № 3711).

5. Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 24.05.2012 №312 «О рекомендациях «круглого стола» по теме: «О развитии потребительской кооперации в Тюменской области»

В целях формирования инфраструктуры обслуживания граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, в Тюменской области действует система сельскохозяйственной потребительской кооперации, включающая 115 сельскохозяйственных потребительских заготовительных, обслуживающих и кредитных кооперативов.

В кооперативные взаимоотношения вовлечено около 26 тысяч хозяйств населения (или 16% от общего числа граждан, ведущих личные подсобные хозяйства).

В течение 2012-2015 годов происходило укрупнение кооперативов, в связи с чем их число сократилось. Основные виды продукции, заготавливаемые кооперативами, - это молоко, мясо, картофель, овощи и дикоросы. Средний объем товарооборота на 1 заготовительный кооператив в 2015 году составил 13,8 млн. рублей, что выше уровня 2012 года на 72,5%.

Обслуживающие кооперативы предоставляют гражданам, проживающим в сельских населенных пунктах, услуги по трудоемким видам работ (заготовка и вывоз сена и дров, вспашка огородов, транспортные и другие услуги).

По итогам 2015 года суммарная выручка сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме кредитных) составила 1 273,9 млн. рублей, что выше уровня 2012 года на 52,9%. Сельскохозяйственными потребительскими кооперативами области в 2015 году от малых форм хозяйствования заготовлено 52,1 тыс. тонн молока в зачетном весе, 1,1 тыс. тонн мяса всех видов, 1,7 тыс. тонн картофеля и овощей, 9 тонн дикоросов, 11 тонн рыбы.

Рассмотрев вопрос, комитет решил предложить депутатам областной Думы рекомендовать Тюменскому областному союзу потребительских обществ подготовить проект соглашения о сотрудничестве с Правительством Тюменской области; рекомендовать Правительству Тюменской области заключить соглашение с Тюменским областным союзом потребительских обществ об установлении взаимных обязанностей сторон в целях содействия деятельности потребительской кооперации Тюменской области.

Депутаты областной Думы поддержали решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 16.06.2016 № 3820).

6. Об информациях о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 26.06.2014 №2127 «О рекомендациях дня депутата по теме: «Совершенствование системы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Тюменской области»

День депутата по теме: «Совершенствование системы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Тюменской области» состоялся 21 мая 2014 года в Ялуторовском районе.

Государственную поддержку на строительство и приобретение жилья в 2015 году в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» получили 219 молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности и работающих в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы.

В целях материального стимулирования закрепления специалистов, окончивших образовательные организации по основным профессиональным программам высшего образования, среднего профессионального образования и заключившим трудовые договоры с предприятиями и организациями агропромышленного комплекса, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, с 2001 года предоставляются субсидии из областного бюджета на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса.

В 2015 году размер поддержки был существенно увеличен и составил 300 тысяч рублей на одного специалиста, поддержку в общей сумме 11 880 тысяч рублей получили 43 специалиста.

Рассмотрев вопрос, комитет решил предложить депутатам областной Думы рекомендовать Правительству Тюменской области, органам местного самоуправления, Государственному Аграрному университету Северного Зауралья для повышения уровня кадрового обеспечения агропромышленного комплекса области разработать меры по увеличению количества студентов, обучающихся по целевому направлению в образовательных организациях высшего, среднего профессионального образования, увеличению числа молодых специалистов в общей численности квалифицированных специалистов в сельскохозяйственных организациях.

7. Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 12.02.2015 №2636 «О рекомендациях «круглого стола» по теме: «Привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс Тюменской области: состояние и перспективы».

Реализация мероприятий и инвестиционных проектов, ориентированных на импортозамещение, осуществляется в рамках государственной программы Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013 - 2020 годы.

8. Об информациях о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 26.11.2015 №3286 «О развитии переработки сельскохозяйственного сырья – основе повышения конкурентноспособности, импортозамещения и уровня самообеспечения Тюменской области продовольственными товарами».

Выездное заседание комитета состоялось 14 октября 2015 года с посещением предприятий перерабатывающей промышленности Ялуторовского и Тюменского муниципальных районов. («Молочный комбинат «Ялуторовский» группы Компаний Da№o№е ОАО «Компания ЮНИМИЛК», ОАО «Юнигрэйн», «Хлебокомбинат «Абсолют», рыбоперерабатывающее предприятие ООО «Эра-98»).

По состоянию на 1 января 2016 года в Тюменской области действует 387 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Основными направлениями деятельности данных предприятий являются переработка молока, мяса, зерна, рыбы, а также производство хлебобулочных, кондитерских изделий и безалкогольной продукции.

По уточненным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области индекс промышленного производства пищевой продукции за 2015 год составил 103,2%.

9. Об информации Правительства Тюменской области о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 26.06.2014 №2128 «О реализации в Тюменской области законодательства о льготном предоставлении земельных участков».

Рассмотрев вопрос комитет решил рекомендовать депутатам областной Думы информацию Правительства Тюменской области о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.06.2014 №2128 «О реализации в Тюменской области законодательства о льготном предоставлении земельных участков» принять к сведению; рекомендовать Правительству Тюменской области, комитету областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, Совету муниципальных образований Тюменской области в пределах своей компетенции продолжить работу над концепцией проекта закона Тюменской области, устанавливающего перечень муниципальных образований и специальностей, работа в которых (по которым) может являться основанием для бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с п. 5 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

Депутаты областной Думы поддержали решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 24.11.2016 № 95).

10. Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 21.11.2013 №1548 «О развитии малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Тюменской области».

Стимулирование малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса области осуществляется в соответствии с мероприятиями Государственной программы Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013-2020 годы. Порядок предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства определен постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 № 180-п «Об утверждении положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства».

В соответствии с указанным Постановлением для обеспечения и создания условий расширения и модернизации производственной базы малых форм хозяйствования предоставляются субсидии на приобретение технологического оборудования в животноводстве.

Кроме того, предоставляются субсидии на возмещение стоимости приобретения новой сельскохозяйственной техники и оборудования в размере до 20% от их стоимости.

С 2014 года на развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов ежегодно из бюджета области выделяется более 120 млн. рублей.

Рассмотрев вопрос, комитет решил рекомендовать депутатам областной Думы информации о выполнении постановления принять к сведению; рекомендовать Правительству Тюменской области:

  • продолжить работу по созданию условий для развития личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • совершенствовать инфраструктуру заготовки, переработки и реализации продукции;
  • продолжить развитие системы льготного кредитования для поддержки и развития малых форм хозяйствования на селе;
  • сохранить существующие формы государственной поддержки для малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.

Депутаты областной Думы поддержали решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 24.11.2016 № 94).

11. Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 24.09.2015 №3142 «О рекомендациях дня депутата по теме: «Основные направления и приоритеты социально-экономического развития сельских территорий юга Тюменской области».

День депутата по теме: «Основные направления и приоритеты социальноэкономического развития сельских территорий юга Тюменской области» состоялся 24 июня 2015 года в Юргинском муниципальном районе.

В целях повышения эффективности и конкурентоспособности агропромышленного производства и создания благоприятных социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий Тюменской области в рамках Программы реализуются подпрограммы «Развитие агропромышленного производства Тюменской области» на 2013 - 2020 годы и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

В 2015 году на реализацию Программы направленно 4 990 064,93 тысяч рублей, в том числе из федерального бюджета 927 282,29 тыс. рублей.

Рассмотрев вопрос, комитет решил предложить депутатам областной Думы информации о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 24.09.2015 № 3142 «О рекомендациях дня депутата по теме: «Основные направления и приоритеты социально-экономического развития сельских территорий юга Тюменской области» принять к сведению; постановление от 24.09.2015 №3142 снять с контроля. Депутаты областной Думы поддержали решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 24.11.2016 №93).

12. Об информациях о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 11.02.2016 №3446 «О создании условий для развития строительства в сельской местности, повышения доступности жилья для специалистов и работников агропромышленного комплекса Тюменской области (по итогам выездного заседания комитета 09.12.2015).

Рассмотрев поступившие информации депутаты отметили, что по всем пунктам рекомендаций, принятым по итогам выездного заседания, всеми сторонами проведена большая и плодотворная работа.

Однако, вопросы, затронутые в рассматриваемом постановлении, продолжают оставаться актуальными.

С учетом терминологии нормативных актов, принятых после проведения выездного заседания, комитет решил рекомендовать депутатам областной Думы информации Правительства Тюменской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, Совета муниципальных образований Тюменской области принять к сведению, рекомендовать Правительству Тюменской области продолжить работу по созданию условий для развития строительства жилья в сельской местности, уделив особое внимание следующим вопросам:

  • формирование сектора арендного жилья на селе (в рамках работы по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»).
  • поддержка инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса, предусматривающих мероприятия по приобретению или строительству жилья для специалистов и работников создаваемых производств.

В рамках выполнения раздела V Плана «Контрольная деятельность» комитетом рассмотрены следующие вопросы о выполнении областных целевых программ и иные вопросы.

  • Об информации Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам об осуществлении надзора за соблюдением выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения
  • Об обращении Тюменской областной Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину об объявлении общероссийского моратория на ухудшение условий деятельности производителей сельскохозяйственной продукции на период 2016-2018 годов.

В тексте обращения депутаты областной Думы, не только выразили пожелание закрепить в нормативных актах механизм ограничения роста цен на товарно-материальные ресурсы и энергоносители, участвующие в производстве сельскохозяйственной продукции, но и предложили перечень конкретных вопросов, которые на взгляд депутатов, необходимо рассмотреть, для достижения указанной цели.

  • Об информации Правительства Тюменской области о выполнении государственной программы Тюменской области «Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей» до 2020 года.

Государственная программа Тюменской области «Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей» до 2020 года утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 22 декабря 2014 года № 669-п и направлена на решение актуальных вопросов стратегического характера

Целью Программы является создание условий для комплексного развития сферы потребительского рынка, эффективной, доступной защиты прав потребителей и обеспечения населения Тюменской области качественными товарами и услугами, реализация политики импортозамещения.

Всего в 2015-2020 годах на реализацию мероприятий Программой предусматривается 241 345 тысяч рублей.

  • Об информации Управления Роспотребнадзора о совершенствовании государственного надзора, направленного на обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами.
  • Об информации Правительства Тюменской области о развитии инженерной инфраструктуры на селе (газификация, водоснабжение, дороги).
  • Об информации Правительства Тюменской области о ходе выполнения региональной программы продовольственной безопасности Тюменской области на 2011–2020 годы.

Региональная программа продовольственной безопасности была принята в 2011 году по рекомендации депутатов областной Думы.

В 2015 году комитет рекомендовал Правительству области продлить эту программу до 2020 года, что и было сделано.

В соответствии с Планом мероприятий Тюменской областной Думы по итогам проведения Дня Тюменской областной Думы в Казанском муниципальном районе (2015 год) нашему комитету было поручено рассмотреть вопрос о поддержке продвижения продукции тюменских сельскохозяйственных товаропроизводителей на потребительские рынки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. Поэтому данный аспект был в информации Правительства области выделен особо.

  • Об информации о деятельности Совета муниципальных образований Тюменской области по содействию реализации положений Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации
  • Об информации Управления Россельхознадзора о соблюдении требований законодательства Российской Федерации в сфере карантина растений.
  • Об информации Правительства Тюменской области о предварительных итогах уборочной кампании 2016 года.
  • О реализации государственной программы «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области на 2013-2020 годы» (на примере одного из муниципальных районов).

Вопрос был рассмотрен в ходе выездного заседания в Голышмановском районе 16.11.2016.

Постановлением Правительства Тюменской области от 30 декабря 2014 года №699-п утверждена государственная программа Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 20132020 годы.

В целях повышения эффективности и конкурентоспособности агропромышленного производства и создания благоприятных социальноэкономических условий для устойчивого развития сельских территорий Тюменской области в рамках Программы реализуются подпрограммы

«Развитие агропромышленного производства Тюменской области» на 20132020 годы и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

  • Об информации Правительства Тюменской области по теме: «Об организации племенного дела в животноводстве и влиянии завозимого импортного скота на эффективность производства молока».

Вопрос был рассмотрен в ходе выездного заседания в Голышмановском районе 16.11.2016.

Приобретение племенных животных молочного направления зарубежной селекции позволило в сравнительно короткие сроки увеличить продуктивность коров на сельскохозяйственных предприятиях (без учета малых форм хозяйствования) с 4 178 кг в 2006 году до 6 051 кг в 2015 году, прирост составил 1 873 кг молока на 1 корову.

Комитет решил информацию Правительства Тюменской области по теме: «Об организации племенного дела в животноводстве и влиянии завозимого импортного скота на эффективность производства молока» принять к сведению.


В соответствии с разделом VI Плана «Организационная деятельность» комитет рассмотрел следующие вопросы.

  • О предложениях комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям в проект плана мероприятий Тюменской областной Думы на 2016 год по реализации Послания Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию

В рамках организационной деятельности областной Думы:

Проведено выездное заседание комитета по теме: «О реализации государственной программы «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области на 2013-2020 годы» (на примере одного из муниципальных районов).

Указанные мероприятия были запланированы и проведены дополнительно к тем мероприятиям, которые были закреплены в Плане работы областной Думы на 2016 год.

  • О предложении комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям в перечень вопросов Губернатору Тюменской области В.В. Якушеву о деятельности Правительства Тюменской области.

В порядке организационной деятельности комитет участвовал в подготовке и утверждении Плана законопроектных работ Тюменской областной Думы на 2017 год (утвержден постановлением Тюменской областной Думы от 15.12.2016 № 158).

Также в соответствии с разделом VI Плана «Организационная деятельность» комитет провел следующие мероприятия.

  • «Круглый стол» по теме: «Состояние продовольственного рынка и обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами».
  • Семинар-совещание по теме: «Вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных отношений».
  • Семинар-совещание состоялся в Тюменской областной Думе 14.04.2016.

В мероприятии приняли участие депутаты областной Думы, представители органов исполнительной власти области, Прокуратуры Тюменской области, Территориальных управлений Минюста, Росреестра, Россельхознадзора, органов местного самоуправления, учреждений образования и науки.

  • День депутата по теме: «Развитие рыбохозяйственной деятельности и товарного рыбоводства в Тюменской области».

День депутата был проведен 25 мая 2016 года на территории Тобольского муниципального района.

В ходе мероприятия депутаты посетили строящийся объект «Племенной центр холодноводного рыбоводства на оз. Волково» и экспериментальное садковое хозяйство «Волковское» ФГУП «Госрыбцентр».

По итогам дня депутата были выработаны рекомендации.

В 2016 года комитетом принято 31 решение о награждении граждан почетными грамотами Тюменской областной Думы.


В течение года, кроме законодательной деятельности значительное время уделялось работе с населением территорий избирательного округа №22.

За 2016 год в избирательном округе проведено 58 встреч с избирателями, с участием представителей сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, органов местного самоуправления, граждан. Обсуждались вопросы хозяйственной деятельности, социально-экономического развития территорий. Тематика обращений граждан: просьбы об оказании материальной помощи на проведение ремонта и утепления жилища, обустройства коммуникаций, сезонную одежду малообеспеченным гражданам, приобретение лекарств и оказание медицинской помощи.

Принято граждан по личным вопросам - 268 человек. Поступило вопросов, требующих решения, за отчетный период - 421. Рассмотрено вопросов и решено положительно - 255, дано разъяснений - 153, отказано в решении - 24.

Проведена работа с наказами избирателей: всего подготовлено документов по 31 заявке, на сумму 5 263,6 тыс. рублей, в том числе оказана материальная помощь гражданам на сумму 1 819,1 тысячи рублей.

Принимал участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в городах и районах избирательного округа №22, вручены награды и ценные подарки.

Рассмотрены ходатайства должностных лиц предприятий и учреждений избирательного округа №22 по представлению граждан к награждению наградами Тюменской областной Думы.

За 2016 год подготовлено документов к награждению:

  • Почетной грамотой ТОД - 7 человек,
  • Благодарственным письмом - 15 человек,
  • Благодарностью Председателя ТОД - 7 человек,
  • Благодарственным письмом депутата - 5 человека,
  • Нагрудным знаком - 3 человека.

Осуществляет руководство Региональной общественной приемной Председателя Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Медведева Д.А. в Тюменской области.

За 2016 год проведено 24 приема граждан, в том числе выездных в муниципальные районы области - 11.

Принято 85 граждан по личным вопросам, решено положительно 40 вопросов.

Получено 246 письменных обращений. Рассмотрено с положительным решением - 57, даны разъяснения и ответы-консультации по 189 вопросам граждан.