Отчет о работе депутата Тюменской областной Думы Ковина Владимира Анатольевича за 2017 год

Отчет о работе
депутата Тюменской областной Думы
Ковина Владимира Анатольевича
за 2017 год

Работа проходила согласно плану законотворческой деятельности Тюменской областной Думы. За отчетный период депутат принял участие в работе всех заседаний Тюменской областной Думы.

При подготовке к заседаниям областной Думы принимал участие в рассмотрении вопросов на заседаниях Комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям, Комитета по бюджету, налогам и финансам.

Основные вопросы, рассмотренные за указанный период:

1. О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в части снижения финансовой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей).

Законопроект внесен депутатами-членами комитета В. А. Ковиным, Ю. М. Коневым, В. А. Рейном.

Областная Дума поддержала решение комитета и постановила внести указанный законопроект в Госдуму (постановление Тюменской областной Думы от 22.06.2017 №586).

2. О проекте закона Тюменской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Тюменской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования».

Законопроект внесен Правительством Тюменской области.

Областная Дума поддержала решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 09.02.2017 №250) и приняла Закон Тюменской области от 14.02.2017 №10.

Закон устанавливает дополнительные исключения из правила, согласно которому минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения установлен равным 60 га.

3. О проекте закона Тюменской области №1499-06 «О внесении изменения в статью 14.3 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» (02.06.2017).

Законопроект внесен Правительством Тюменской области.

Областная Дума поддержала решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 22.06.2017 №582) и приняла Закон Тюменской области от 29.06.2017 №60.

Закон вводит новые условия для инвестиционных проектов, при наличии которых договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов:

  • реализация инвестиционного проекта предполагает строительство объектов индивидуального жилищного строительства, и (или) многоквартирных домов, и (или) жилых домов блокированной застройки, которые или все жилые помещения в которых будут переданы в собственность или социальный наем гражданам, лишившимся жилого помещения в Тюменской области в результате чрезвычайных ситуаций;
  • лицо, осуществляющее реализацию инвестиционного проекта, принимает на себя обязательство по обеспечению жилыми помещениями всех граждан, признанных пострадавшими при участии в долевом строительстве многоквартирного дома;
  • лицо, осуществляющее реализацию инвестиционного проекта, принимает на себя обязательство по обеспечению жилыми помещениями всех граждан, жилые помещения которых находятся под угрозой разрушения в связи с чрезвычайной ситуацией или расположены в зоне вероятной чрезвычайной ситуации. Перечень жилых помещений, которые находятся под угрозой разрушения в связи с чрезвычайной ситуацией или расположены в зоне вероятной чрезвычайной ситуации, утверждается исполнительнораспорядительным органом местного самоуправления городского округа, муниципального района.

4. О проекте закона Тюменской области №1545-06 «О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области».

Законопроект внесен Правительством Тюменской области.

Областная Дума поддержала решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 19.10.2017 №794) и приняла Закон Тюменской области от 27.10.2017 №89.

Закон Тюменской области «О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области» принят в целях приведения областного законодательства в соответствие с Федеральным законом от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающим в силу с 01.01.2019.

Закон вносит в ряд законов Тюменской области изменения, направленные на приведение терминологии областного законодательства в соответствие с терминологией Федерального закона, в том числе, слова «дачный земельный участок» предлагается заменить словами «садовый земельный участок», слова «дачное хозяйство» исключаются.

5. О проекте закона Тюменской области №1540-06 «О масштабном инвестиционном проекте, реализуемом в целях защиты прав и законных интересов пострадавших участников строительства многоквартирных домов, и о внесении изменения в статью 14.3 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области».

Законопроект внесен Правительством Тюменской области. Рассматривался совместно с комитетом областной Думы по социальной политике.

Областная Дума поддержала решения комитетов (постановление Тюменской областной Думы от 05.09.2017 №667) и приняла Закон Тюменской области от 06.09.2017 №61.

Закон разработан в целях защиты прав и законных интересов пострадавших участников строительства многоквартирных домов, перечень которых указан в приложении к законопроекту.

В этих целях в законе предусматривается реализация масштабного инвестиционного проекта в порядке, устанавливаемом Правительством Тюменской области.

В законе определяются обязанности лица, реализующего масштабный инвестиционный проект, а также предусматривается предоставление ему ряда гарантий.

6. О проекте закона Тюменской области №1565-06 «О внесении изменения в статью 4 Закона Тюменской области «О ветеринарии в Тюменской области».

Законопроект внесен Правительством Тюменской области.

Депутаты областной Думы поддержали решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 23.11.2017 №869) и приняли соответствующий Закон Тюменской области.

Закон принят в целях приведения в соответствие положений областного законодательства с Законом Российской Федерации «О ветеринарии».

Статья 4 Закона Тюменской области «О ветеринарии» излагается в новой редакции, в которой из указанной статьи исключить нормы, касающиеся системы ветеринарной службы Тюменской области.

Также законом определяется, что порядок деятельности консультационно-координирующих органов в сфере ветеринарии устанавливается Правительством Тюменской области.

7. О проекте закона Тюменской области №1576-06 «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Тюменской области «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

Законопроект внесен Губернатором Тюменской области.

Депутаты областной Думы поддержали решение комитета (постановление Тюменской областной Думы от 23.11.2017 №871) и приняли соответствующий Закон Тюменской области.

Закон направлен на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем», согласно которому на органы власти субъектов Российской Федерации возложены обязательства в части реализации мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей.

Закон позволяет для целей бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям, переехавшим на постоянное место жительства в Тюменскую область из ЯНАО и ХМАО-Югры, зачитывать в необходимый для предоставления в Тюменской области 5-летний срок, срок проживания таких семей в автономных округах.

8. О проекте закона Тюменской области №1591-06 «О выплатах в связи с возникновением очага африканской чумы свиней на территории Исетского района Тюменской области в ноябре 2017 года».

Законопроект внесен в областную Думу Правительством Тюменской области.

Законопроектом предложено в порядке возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в связи с возникновением очага африканской чумы свиней на территории Исетского района Тюменской области в ноябре 2017 года, а также предоставления мер поддержки гражданам и юридическим лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации установить компенсацию за отчуждении свиней - в размере 130 рублей за 1 килограмм живого веса свиней; при изъятии продуктов свиноводства возмещение производится за 1 килограмм убойного веса (размер возмещения определяется исходя из расчета 130 рублей за 1 килограмм живого веса свиней.

Предлагается также предусмотреть меру поддержки для граждан в форме предоставления им материальной помощи в размере 30 тысяч рублей.

Перерабатывающим предприятиям, которым был причинен ущерб в результате добровольного уничтожения ими продукции свиноводства и продуктов ее переработки - предлагается установить меру поддержки в форме предоставления таким предприятиям единовременной денежной компенсации, которая рассчитывается по формуле, предусмотренной проектом закона.

Помимо вышеуказанных мер поддержки предлагается предусмотреть предоставление единовременной денежной компенсации затрат, понесенных юридическими лицами, которые осуществляли сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание пищевых отходов.

Тюменская областная Дума поддержала решение комитета и 14.12.2017 приняла соответствующий закон в первом и во втором окончательном чтениях.

О проектах федеральных законов

1. О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроект внесен депутатами-членами комитета В. А. Ковиным, Ю. М. Коневым, В. А. Рейном.

Областная Дума поддержала решение комитета и постановила внести указанный законопроект в Государственную Думу (постановление Тюменской областной Думы от 22.06.2017 №585).

Концепция законопроекта предложена Общественным советом при Департаменте АПК Тюменской области.

Законопроект направлен на защиту прав потребителей.

Актуальность дополнительного правового регулирования в данной сфере обусловлена имеющими место случаями выявления на потребительском рынке фальсифицированных пищевых продуктов. При этом, по мнению экспертного сообщества, невысокий размер существующих в настоящее время санкций не препятствует выпуску фальсифицированной продукции.

С указанной целью законопроектом предлагается перечень субъектов правонарушений, установленных статьями 14.7, 14.8 КоАП РФ, дополнить новым субъектом – лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Кроме того, за повторное совершение в течение года правонарушения в данной сфере законопроектом предусматриваются дополнительные санкции в виде увеличенных штрафов, приостановления деятельности на срок до тридцати суток, конфискации предметов административного правонарушения.

2. О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 232.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»«.

Законопроект внесен депутатами-членами комитета В. А. Ковиным, Ю. М. Коневым, В. А. Рейном.

Областная Дума поддержала решение комитета и постановила внести указанный законопроект в Государственную Думу (постановление Тюменской областной Думы от 21.09.2017 №700).

Законопроектом предусматривается применение к процедуре признания судом права муниципального образования на невостребованные земельные доли упрощенного порядка, предусмотренного статьями 232.3, 232.4 ГПК РФ.

Принятие законопроекта позволит сократить процессуальные сроки признания судом права муниципального образования на невостребованные земельные доли, тем самым создаст условия для скорейшего вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.

В конце декабря 2017 года законопроект принят к рассмотрению ГосДумой ФС РФ, ответственным за подготовку законопроекта к рассмотрению в ГосДуме ФС РФ назначен комитет ГосДумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

3. По инициативе комитета Тюменская областная Дума приняла постановление от 16.03.2017 №321 «Об обращении Тюменской областной Думы к Министру сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачеву по вопросу увеличения лимитов на предоставление краткосрочных льготных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям Тюменской области».

По состоянию на 27.02.2017 лимиты субсидий, утвержденные Тюменской областью согласно Плану льготного кредитования заемщиков на 2017 год, на планируемые к выдаче краткосрочные кредиты по направлениям "растениеводство", "животноводство" и "переработка продукции растениеводства и животноводства" в размере 63 365 тыс. руб. были полностью распределены. В результате распределения кредиты получат только шесть предприятий Тюменской области на общую сумму 746 000 тыс. руб.

В период, предшествующий обращению, в связи с отсутствием лимитов сельскохозяйственным предприятиям поступали отказы в предоставлении льготного кредитования от уполномоченных банков, в том числе от ПАО "Сбербанк", АО "Россельхозбанк".

В связи с вышеизложенным Тюменской областной Думой было направлено указанное обращение с просьбой рассмотреть возможность увеличения лимитов на предоставление краткосрочных льготных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям Тюменской области.


В рамках выполнения раздела V Плана «Контрольная деятельность» комитетом рассмотрены следующие вопросы об информациях о реализации Законов Тюменской области.

1. Об информации Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области «О государственном региональном продовольственном фонде Тюменской области»

Региональный продовольственный фонд Тюменской области формировался до 2005 года. В связи с его не востребованностью в течение трех лет осуществлялась реализация зерна, включенного в фонд.

2. Об информации Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования» (05.04.2017)

По итогам рассмотрения вопроса депутаты рекомендовали Правительству Тюменской области активизировать работу по выполнению задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.2016, в части создания стимулов для ввода в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и внедрения передовых агротехнологий. Для решения указанной задачи, кроме прочего, рассмотреть вопрос о целесообразности возвращения меры государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде субсидии за ввод в оборот ранее неиспользуемой пашни (5 и более лет) и (или) залежных земель (см. постановление Правительства Тюменской области от 14.05.2012 №180-п в первой редакции).

3. Об информации Правительства Тюменской области о ходе реализации Закона Тюменской области «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» (02.06.2017)

При обсуждении этого вопроса на комитете депутаты отметили, что формирование земельных участков для многодетных семей, а также определение требуемого объема работ по их инженерной подготовке невозможно без разработанной и утвержденной документации по планировке территории. В ряде муниципальных образований Тюменской области такие документы отсутствуют, что является сдерживающим фактором (Вагайский, Голышмановский, Казанский, Ярковский, Юргинский муниципальные районы, г. Тобольск)».

С учетом изложенной проблемы комитет рекомендовал депутатам областной Думы:

а) Информацию Правительства Тюменской области принять к сведению.

б) Рекомендовать Правительству Тюменской области продолжить работу по реализации Закона, уделив особое внимание следующим направлениям:

  • предоставлению субсидий местным бюджетам на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для многодетных семей;
  • обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры;
  • привлечению ресурсоснабжающих организаций к строительству инженерных сетей в рамках инвестиционных программ.

в) Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области, в которых отсутствуют утвержденные проекты планировки и проекты межевания территории (Вагайский, Голышмановский, Казанский, Ярковский, Юргинский муниципальные районы, г. Тобольск), ускорить работу по разработке и утверждению указанных документов в целях обеспечения возможности формирования земельных участков для их предоставления многодетным семьям.».

4. Об отчете об исполнении областного бюджета за I полугодие 2017 года (06.09.2017)

Анализ исполнения областного бюджета за первое полугодие 2017 года показал, что областной бюджет по доходам исполнен в сумме 71 023 188 тысяч рублей, что составило 68,6% к плану на год.

Основными доходными источниками в структуре налоговых доходов областного бюджета в первом полугодии текущего года являются налог на прибыль организаций (72,5 %) и налог на доходы физических лиц (13,6 %).

Расходы областного бюджета в первом полугодии 2017 года составили 47 383 488 тысяч рублей или 33,7 % к годовым назначениям.

Комитет рекомендовал депутатам областной Думы отчет об исполнении областного бюджета за I полугодие 2017 года принять к сведению.

5. Об информации Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» (13.11.2017)

При обсуждении вопроса было отмечено, что Правительством Тюменской области ведется систематическая работа по всем пунктам рекомендаций, содержащихся в постановлениях областной Думы прошлых лет.

По итогам обсуждения депутаты рекомендовали Правительству Тюменской области продолжить работу по реализации Закона, уделив особое внимание вопросам:

  • реализации предусмотренных законодательством механизмов защиты права на жилище граждан, признанных пострадавшими при участии в долевом строительстве многоквартирного дома, а также граждан, жилые помещения которых в связи с чрезвычайной ситуацией находятся под угрозой разрушения;
  • организации комплексных кадастровых работ в отношении массивов земельных участков (кадастровых кварталов), сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о которых не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, в том числе содержат реестровую ошибку.

6. Об информации Правительства Тюменской области о ходе реализации Закона Тюменской области «О ветеринарии в Тюменской области» (13.11.2017)

Законом Тюменской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на реализацию мероприятий государственной программы Тюменской области «Развитие ветеринарной службы» в 2017 году предусмотрено 276 822 тыс. руб.

За 8 месяцев 2017 года финансирование Программы составило 179 481 тыс. руб. (65%).

Комитет рекомендовал депутатам областной Думы:

а) Информацию Правительства Тюменской области принять к сведению.

б) Рекомендовать Правительству Тюменской области уделить особое внимание следующим вопросам:

  • обеспечение доступности ветеринарных услуг для граждан, ведущих личные подсобные хозяйства;
  • установления дополнительных мер по профилактике распространения лейкоза.

7. Об информациях о реализации Закона Тюменской области «О пчеловодстве» (13.11.2017)

Информации о реализации закона представлены Правительством Тюменской области, территориальными управлениями Роспотребнадзора и Россельхознадзора, ВНИИВЭА – филиалом Тюменского научного центра СО РАН.

По итогам обсуждения информаций комитет решил рекомендовать депутатам областной Думы:

а) Информации принять к сведению.

б) Рекомендовать Правительству Тюменской области продолжить работу по реализации Закона Тюменской области «О пчеловодстве» и других нормативных актов в данной сфере, уделив особое внимание следующим вопросам:

  • напоминания сельхозтоваропроизводителям (перед проведением весенних полевых работ) о необходимости соблюдения инструкции по профилактике отравления пчел пестицидами, в том числе об обязательном информировании пчеловодов через средства массовой информации и органы местного самоуправления о проводимых обработках, сроках их проведения и применяемых препаратах;
  • контроля уполномоченными органами государственной власти Тюменской области за соблюдением ветеринарного законодательства при содержании пчел и реализации продуктов пчеловодства (в том числе на ярмарках) в пределах их компетенции.

в) Рекомендовать региональной общественной организации «Союз пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Тюменской области» (Модин О. А.) на очередном общем собрании довести до членов организации информацию:

  • о возможности участия в тюменских пчеловодов в продовольственных ярмарках сельскохозяйственных товаропроизводителей Тюменской области, проводимых в ЯНАО и ХМАО-Югре;
  • о возможности информирования органами местного самоуправления пчеловодов (по их запросу) о сроках и местах посева медоносных растений (в том числе кормовых и масличных культур).

г) Поручить комитету Тюменской областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям (Ковин В. А.) проработать вопрос о возможности и целесообразности дополнительного нормативно-правового регулирования порядка торговли на ярмарках продуктами пчеловодства в части установления обязанности продавца – физического лица (не предпринимателя) указывать информацию о товаре и его изготовителе.

8. Об отчете об исполнении областного бюджета за 9 месяцев 2017 года (04.12.2017)

Анализ исполнения областного бюджета за 9 месяцев 2017 года показал, что областной бюджет по доходам исполнен в сумме 101 577 124 тысяч рублей, что составило 76,4 % к плану на год.

Основными доходными источниками в структуре налоговых доходов областного бюджета за 9 месяцев текущего года являются налог на прибыль организаций (70,6%) и налог на доходы физических лиц (15,1%).

Расходы областного бюджета за 9 месяцев 2017 года составили 82 196 314 тысяч рублей или 55,0% к годовым назначениям.

Расходы по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» профинансированы за 9 месяцев текущего года на 50,3% к годовым плановым назначениям и составили 3 330 977 тысяч рублей.

По итогам обсуждения вопроса комитет рекомендовал депутатам областной Думы отчет об исполнении областного бюджета за 9 месяцев 2017 года принять к сведению.

9. Об информации Правительства Тюменской области о ходе реализации Закона Тюменской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области» (04.12.2017)

В 2016 году на государственную поддержку сельскохозяйственного производства из бюджетных источников направлено 5 911,2 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета – 1 652,1 млн. рублей.

Местным бюджетам на развитие малых форм хозяйствования и реализацию других направлений финансовой поддержки передано из областного и федерального бюджетов 421,3 млн. рублей.

Бюджетные средства выделялись субъектам государственной поддержки на безвозмездной и безвозвратной основе, в основном, в форме субсидий.

По итогам 2016 года хозяйствами всех категорий области произведено продукции сельского хозяйства на сумму 70 848,6 млн. рублей, индекс производства к предыдущему году составил 100,1%.

По итогам обсуждения информации комитет рекомендовал депутатам областной Думы:

а) Информацию Правительства Тюменской области о ходе реализации Закона Тюменской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области» (с учетом информации о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 15.12.2016 № 152 «Об информациях о реализации государственной программы Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013–2020 годы (на примере Голышмановского муниципального района) принять к сведению.

б) Рекомендовать Правительству Тюменской области, органам местного самоуправления (в рамках представленной компетенции) продолжить работу по созданию благоприятных социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий Тюменской области, реализации Закона Тюменской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области», уделив особое внимание следующим вопросам:

  • стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
  • совершенствование механизмов регулирования агропродовольственного рынка и развитие его инфраструктуры, содействие созданию оптимальных условий для реализации сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей;
  • повышение уровня рентабельности сельскохозяйственного производства;
  • оказание дальнейшего содействия для стимулирования развития мясного и молочного скотоводства.

10. О результатах мониторинга правоприменения Закона Тюменской области «О ветеринарии в Тюменской области» (04.12.2017)

В ходе мониторинга проанализированы информации от депутатов областной Думы; Правительства Тюменской области; Прокуратуры Тюменской области; Управления Минюста России по Тюменской области; Тюменского областного суда; Арбитражного суда Тюменской области; Управления Россельхознадзора по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, органов местного самоуправления Тюменской области, структурных подразделений аппарата областной Думы.

В поступившей информации Прокуроры Тюменской области сообщалось о необходимости уточнения отдельных норм областного закона с учетом требований федерального законодательства.

На данную информацию имеется отзыв правового Управления областной Думы и информация Правительства Тюменской области.

С информацией Прокуратуры области мы согласились частично, Правительством области был внесен законопроект «О внесении изменения в статью 4 Закона Тюменской области «О ветеринарии в Тюменской области».

И на последнем заседании областной Думы 23 ноября 2017 г. данный Закон был принят.

По результатам проведения мониторинга Закона Тюменской области от 28.12.2004 №304 «О ветеринарии в Тюменской области» комитет отметил следующее:

  • Закон не содержит норм, противоречащих действующему законодательству, коррупциогенных факторов не выявлено;
  • в соответствии с предложениями Прокуратуры Тюменской области о необходимости уточнения отдельных норм областного закона с учетом требований федерального законодательства был принят Закон Тюменской области «О внесении изменения в статью 4 Закона Тюменской области «О ветеринарии в Тюменской области» (постановление Тюменской областной Думы от 23.11.2017 №869).

Кроме того, в рамках выполнения раздела V Плана «Контрольная деятельность» комитетом рассмотрены следующие вопросы о выполнении постановлений и протокольных поручений областной Думы.

1. Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.05.2016 № 3712 «О рекомендациях семинарасовещания по теме: «Вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных отношений» (01.03.2017).

2. Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 25.06.2015 № 3021 «О рекомендациях «круглого стола» по теме: «Вопросы научного, инновационного, информационно-консультационного обеспечения агропромышленного комплекса Тюменской области» (05.04.2017).

Круглый стол по указанной теме состоялся 20 мая 2015 года.

По итогам рассмотрения вопроса комитет решил:

а) Информации о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 25.06.2015 № 3021 «Вопросы научного, инновационного, информационно-консультационного обеспечения агропромышленного комплекса Тюменской области» принять к сведению.

б) Рекомендовать Правительству Тюменской области:

  • продолжить работу по совершенствованию системы внедрения научнотехнических разработок в сельскохозяйственное производство;
  • совершенствовать государственную политику по вопросам научного, технического и технологического обеспечения агропромышленного комплекса Тюменской области.

3. Об информациях о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 24.05.2012 №312 «О рекомендациях «круглого стола» по теме: «О развитии потребительской кооперации в Тюменской области» (12.05.2017).

По итогам «круглого стола», состоявшегося 11 апреля 2012 года были приняты рекомендации в адрес органов государственной власти области, органов местного самоуправления, кредитных организаций, учебных заведений, Совета муниципальных образований Тюменской области, Тюменского областного союза потребительских обществ, Тюменского областного союза северных потребительских обществ и областного сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Тюмень».

В поступивших информациях достаточно полно отражена работа соответствующих органов власти и учреждений по выполнению рекомендаций «круглого стола».

В своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ В. В. Путин отметил: «Чтобы у наших фермеров появились новые возможности для выхода на рынок, необходимо уделить особое внимание поддержке сельхозкооперации».

При утверждении Плана мероприятий по реализации Послания Президента РФ В. В. Путина на 2017 год, было учтено предложение комитета, провести 30 мая текущего года «круглый стол» по теме: «О развитии сельскохозяйственной кооперации в Тюменской области».

4. Об информациях о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 21.04.2016 №3626 «О рекомендациях «круглого стола» по теме: «Состояние продовольственного рынка и обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами» (12.05.2017).

В ходе обсуждения информации о работе комитета областной Думы по данному вопросу было отмечено следующее.

Комитетом подготовлено обращение Тюменской областной Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С. Е. Нарышкину об объявлении общероссийского моратория на ухудшение условий деятельности производителей сельскохозяйственной продукции на период 2016-2018 годов.

Подготовлено и направлено в Госдуму ФС РФ обращение от 24.05.2016 №08-05-733/16 об оказании поддержки в целях принятия федерального закона №935309-6 «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов». На указанное обращениие получен ответ от 06.06.2016 №ВС-4/331 о невозможности поддержки ввиду снятия с рассмотрения проекта федерального закона в связи с отзывом авторами законодательной инициативы (протокол Заседания Совета ГД ФС РФ от 06.06.2016 №307)

Депутатами комитета в соответствии с концепцией, предложенной Общественным советом при Департаменте АПК Тюменской области, подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Данный законопроект от 21.03.2017 № 3-227/17 внесен Тюменской областной Думой в Госдуму ФС РФ. Законопроект предполагал усиление административной ответственности за повторное совершение правонарушений, установленных статьями 14.7 и 14.8 КоАП РФ. Однако законопроект получил отрицательные заключения профильного комитета Госдумы и Правительства РФ.

Проведено выездное заседание комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям по теме: «О реализации государственной программы «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области на 2013 - 2020 годы», на котором рассмотрены вопросы реализации государственной программы «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области на 2013–2020 годы» (на примере Голышмановского района).

На заседании комитета 12.05.2017 рассматривались два вопроса со схожим информационным наполнением: «О состоянии продовольственного рынка…» и «Об информации Правительства Тюменской области о ходе выполнения региональной программы продовольственной безопасности Тюменской области на 2011–2020 годы». В связи с этим на пленарное заседание областной Думы был вынесен только второй вопрос.

5. Об информациях о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 26.06.2014 №2127 «О рекомендациях дня депутата по теме: «Совершенствование системы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Тюменской области».

Данный вопрос был рассмотрен в рамках выездного заседания комитета 18.05.2017 по теме: «О дальнейшем развитии аграрного образования в Тюменской области».

6. Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 16.06.2016 №3822 «О рекомендациях дня депутата по теме: «Развитие рыбохозяйственной деятельности и товарного рыбоводства в Тюменской области» (02.06.2017).

День депутата по указанной теме состоялся 25 мая 2016 года.

7. Об информации Правительства Тюменской области о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 11.02.2016 №3446 «О создании условий для развития строительства в сельской местности, повышения доступности жилья для специалистов и работников агропромышленного комплекса Тюменской области (по итогам выездного заседания комитета 09.12.2015)» (04.10.2017).

В информации Правительства, представленной в областную Думу Вицегубернатором Тюменской области С. М. Сарычевым, отражены практически все вопросы, которые содержались в прошлогоднем постановлении областной Думы.

При обсуждении на комитете наибольший резонанс получили вопросы реализации в Тюменской области федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий…», а также вопросы приведения в нормативное состояние дорог, строительства мостов и водозащитных дамб.

8. Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 12.02.2015 №2636 «О рекомендациях «круглого стола» по теме: «Привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс Тюменской области: состояние и перспективы» (04.10.2017).

Реализация мероприятий и инвестиционных проектов, ориентированных на импортозамещение, осуществляется в рамках государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013-2020 годы.

В рамках государственной программы реализуются мероприятия, направленные на создание условий для наращивания объемов производства и продвижения сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки за пределы региона, в том числе посредством предоставления мер государственной поддержки.

В частности, предусмотрены субсидии на возмещение части затрат по участию организаций агропромышленного комплекса Тюменской области в выставках и ярмарках, проводимых в городах Ханты-Мансийского автономного округа—Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.

9. Об информации Правительства Тюменской области о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 28.06.2012 №394 «О рекомендациях дня депутата по теме: «Проблемы и перспективы развития животноводства в Тюменской области» (04.10.2017).

Рекомендации дня депутата по вопросам животноводства были приняты в 2012 году, однако большинство вопросов, отраженных в документе 2012 года, продолжают оставаться актуальными. Поэтому, комитет решил постановление областной Думы от 2012 года с контроля не снимать.

Летом 2017 года в Омской области была зарегистрирована африканская чума свиней. Поэтому в постановлении областной Думы от 19.10.2017, принятом в соответствии с решением комитета, содержался пункт, адресованный Правительству Тюменской области: «уделить особое внимание вопросам профилактики африканской чумы свиней в Тюменской области.».

10 ноября 2017 года (через недели после принятия указанного постановления областной Думы) произошла эпидемическая вспышка африканской чумы свиней в селе Шорохово Исетского района Тюменской области, при ликвидации которой пришлось уничтожить 16 200 голов свиней на ООО «Комплекс», а также в личных подсобных хозяйствах.

10. Об информации Правительства Тюменской области о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.06.2014 №2128 «О реализации в Тюменской области законодательства о льготном предоставлении земельных участков» (04.12.2017).

В Тюменской области многодетные семьи по-прежнему являются единственной категорией граждан, которым земельные участки предоставляются бесплатно.

Поэтому содержание информации, представленной Правительством области по рассматриваемому вопросу, в значительной степени определяется рамками Закона Тюменской области «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

В постановлении областной Думы от 14.12.2017, принятом в соответствии с решением комитета, содержался пункт, содержащий рекомендацию «Правительству Тюменской области, комитету областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, в пределах своей компетенции продолжить работу по разработке, принятию и применению нормативных правовых актов, в которых реализуется принцип комплексного применения мер государственной поддержки, направленных на стимулирование граждан к индивидуальному жилищному строительству на бесплатно приобретенных земельных участках.».

Формулировка указанного пункта полностью соответствует стратегическим задачам, поставленным Президентом РФ В. В. Путиным на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, который состоялся в Кремле 28 ноября 2017 года.

11. Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 21.11.2013 № 1548 «О развитии малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Тюменской области» (04.12.2017).

Стимулирование малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса области осуществляется в соответствии с мероприятиями Государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013-2020 годы.

Порядок предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства определен постановлениями Правительства Тюменской области.

Следует отметить, что развитие малых форм хозяйствования является механизмом, способствующим повышению доходности граждан, проживающих в сельской местности, обеспечивающим самозанятость, гарантирующим социальную и экономическую стабильность сельских территорий.

Также в рамках выполнения раздела V Плана «Контрольная деятельность» комитетом рассмотрены вопросы о выполнении областных целевых программ и иные вопросы.

1. О наказах избирателей, данных депутатам Тюменской областной Думы шестого созыва (25.01.2017).

В соответствии со статьями 4 и 5 Закона Тюменской области «О наказах избирателей, данных депутатам Тюменской областной Думы», комитеты согласовывают мероприятия, внесенные депутатами, входящими в состав комитета, по выполнению наказов избирателей, принятых депутатами Думы к исполнению.

По результатам рассмотрения перечень наказов избирателей, данных депутатам Тюменской областной Думы шестого созыва принят к сведению и направлен на заключение в Правительство Тюменской области.

2. Об информации Правительства Тюменской области о развитии инженерной инфраструктуры на селе (газификация, водоснабжение, дороги) (25.01.2017).

Реализация мер по развитию инженерной инфраструктуры в сельской местности осуществляется в рамках следующих государственных программ Тюменской области:

  • «Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства»,
  • «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»,
  • «Развитие транспортной инфраструктуры»,
  • в рамках выполнения программы газификации Тюменской области, реализуемой АО «Газпром газораспределение Север» за счёт внебюджетных инвестиций.

3. Об информации Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам об осуществлении надзора за соблюдением выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (25.01.2017).

В отчетном периоде исполнены предписания об устранении нарушений на общей площади 30 418 га, в том числе вовлечено в сельскохозяйственное производство 90 га ранее не используемых земель.

Вместе с тем правообладатели 8 неиспользуемых земельных участков общей площадью 194 га добровольно отказались от права собственности на свои участки. Расторгнуты договоры аренды ненадлежащим образом используемых 12 земельных участков на площади 70 га.

В рамках межведомственного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для принудительного изъятия неиспользуемых либо ненадлежащим образом используемых земельных участков сельскохозяйственного назначения Управлением Россельхознадзора в Департамент имущественных отношений Тюменской области переданы материалы по 7 земельным участкам общей площадью 531,6 га.

4. Об информации Правительства Тюменской области о развитии сетевого проекта «Агропоколение» (01.03.2017).

При рассмотрении вопросов социально-экономического развития села по актуальности проблем на первом месте были и остаются вопросы привлечения и закрепления на селе специалистов.

В целях создания условий для профессионального самоопределения обучающихся и формирования у них мотивации к дальнейшему трудоустройству на селе действует сетевой образовательный проект «Агропоколение».

Участниками проекта являются более 80 средних общеобразовательных школ из 15 муниципальных районов Тюменской области. В то же самое время дефицит специалистов сельскохозяйственного профиля наблюдается на большинстве предприятий агропромышленного комплекса, во всех районах области.

5. Об информации Правительства Тюменской области о ходе выполнения региональной программы продовольственной безопасности Тюменской области на 2011–2020 годы (12.05.2017).

В постановление областной Думы по этому вопросу от 2016 года был включен пункт следующего содержания:

«3. Рекомендовать Правительству Тюменской области включить задачи поддержки импорт замещения средств сельскохозяйственного производства, а также импорт замещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в региональную программу продовольственной безопасности Тюменской области на 2011-2020 годы и в стратегию социальноэкономического развития Тюменской области (при ее разработке)».

В рассматриваемой информации о выполнении данной рекомендации сказано, что «региональной программой продовольственной безопасности предусмотрены и реализуются мероприятия, направленные на импорт замещение сельхозпродукции, сырья и продовольствия».

6. Об информации Управления Роспотребнадзора о совершенствовании государственного надзора, направленного на обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами (01.03.2017).

Управление Роспотребнадзора является активным участником реализации государственной программы Тюменской области «Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей» до 2020 года.

Решение, принятое по итогам рассмотрения вопроса содержит следующие пункты:

а) Информацию Управления Роспотребнадзора по Тюменской области о совершенствовании государственного надзора, направленного на обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами, принять к сведению.

б) Рекомендовать Правительству Тюменской области, органам местного самоуправления, Управлению Роспотребнадзора по Тюменской области (в рамках представленной компетенции) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка продолжить работу по реализации единой государственной политики по обеспечению населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами.

в) Рекомендовать Управлению Роспотребнадзора по Тюменской области:

  • продолжить реализацию мероприятий по организации правового просвещения в области защиты прав потребителей, уделив особое внимание повышению информированности в молодежной среде;
  • принять дополнительные меры, направленные на снижение уровня распространенности алиментарно-зависимых заболеваний на территории Тюменской области.

7. Об информации Правительства Тюменской области о ходе реализации государственной программы Тюменской области «Развитие имущественного комплекса» до 2020 года в части земельных отношений (02.06.2017).

В соответствии с установленной компетенцией комитета рассмотрел информацию о реализации указанной программы только в части земельных отношений.

8. Об информации Правительства Тюменской области о выполнении государственной программы Тюменской области «Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей» до 2020 года (06.09.2017).

Государственным заказчиком-координатором указанной государственной программы является Управление лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области.

Утвержденный объем бюджетных ассигнований на реализацию данной государственной программы в 2016 году составил 43 463,7 тысяч рублей. Фактический объем исполнения программы за 2016 год составил 99% от планового объема финансирования.

9. Об информациях о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 26.11.2015 №3286 «О развитии переработки сельскохозяйственного сырья – основе повышения конкурентоспособности, импорт замещения и уровня само обеспечения Тюменской области продовольственными товарами (по итогам выездного заседания комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям)» (13.11.2017).

По данному вопросу предоставлена информация Правительства Тюменской области, администраций городских округов, муниципальных районов.

10. Об информации Правительства Тюменской области об итогах уборочной кампании 2017 года (13.11.2017).

Уборка зерновых культур

Зерновые и зернобобовые культуры полностью обмолочены с площади 681,497 тыс. га. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в первоначально оприходованном весе составил 1 728 тыс. тонн (факт 2016 года - 1 414 тыс. тонн) при урожайности 25,4 ц/га. В весе после доработки собрано 1 585 тыс. тонн (факт 2016 года - 1286 тыс. тонн).

Наибольший валовой сбор обеспечили хозяйства Ишимского муниципального района (200,3 тыс. тонн), Заводоуковского городского округа (193,7 тыс. тонн), Исетского муниципального района (147,6 тыс. тонн).

Наиболее высокая урожайность отмечается в следующих муниципальных образованиях: Заводоуковский городской округ (35,3 ц/га), Упоровский муниципальный район (28,2 ц/га), Тюменский муниципальный район (27,5 ц/га).

Тюменская область находится на 1 месте по урожайности в Уральском федеральном округе (урожайность по Уральскому федеральному округу составляет 20,2 ц/га), а также по территории Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Внутриобластная потребность в зерне (1 230 тыс. тонн) обеспечивается полностью.

Работы под урожай 2018 года

Озимые зерновые и кормовые культуры посеяны на площади 11,4 тыс. га. Семенной фонд засыпан в полном объеме.

Основная осенняя обработка почвы проведена на площади 772,2 тыс. га, или 98% от потребности, которая составляет 784,7 тыс. га. Обработка пашни продолжается.

В соответствии с решениями комитета областной Думой были приняты постановления о награждении граждан (всего 43 почетных грамоты Тюменской областной Думы, 4 благодарственных письма).


В соответствии с разделом VI Плана «Организационная деятельность» комитет провел следующие мероприятия

«Круглые столы» по следующим темам:

1. «Производство оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений. Проблемы и перспективы развития» (заседание «круглого стола» – 22.03.2017, утверждение на пленарном заседании Думы – 05.04.2017).

2. «О развитии сельскохозяйственной кооперации в Тюменской области» (заседание «круглого стола» – 22.03.2017, утверждение рекомендаций на пленарном заседании Думы – 06.09.2017).

3. Вне плана комитетом был проведен «Круглый стол» по теме: «Государственная поддержка сельхоз товаропроизводителей в 2017 году» (03.04.2017).

В работе «круглого стола» приняли участие должностные лица Департамента АПК Тюменской области, сельскохозяйственные товаропроизводители и депутаты областной Думы.

День депутата по теме: «Обеспечение населения овощами закрытого грунта» (проведение мероприятия – 26.04.2017, утверждение рекомендаций на пленарном заседании Думы – 25.05.2017).

Основной целью мероприятия являлась оценка достаточности производства овощей защищенного грунта в Тюменской области с точки зрения импорт замещения и продовольственной безопасности региона.

В Тюменской области развитие овощеводства закрытого грунта указано в качестве одной из задач государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013-2020 годы».

Выездные заседания комитета по темам:

1. «О дальнейшем развитии аграрного образования в Тюменской области» (проведение мероприятия 18.05.2017, утверждение 02.06.2017).

В ходе выездного заседания депутаты Тюменской областной Думы, представители Правительства Тюменской области, представители средств массовой информации ознакомились с работой Государственного аграрного университета Северного Зауралья, Агро биотехнологического центра университета.

2. «О проблемах и перспективах развития птицеводства в Тюменской области» (выездное заседание – 18.10.2017, утверждение рекомендаций на пленарном заседании – 13.11.2017).

Тюменский регион является одним из крупных игроков в птицеводческом продуктовом комплексе Уральского федерального округа, на его долю приходится 30% объема производства яиц. Кроме того, он занимает первое место по уровню производства яиц на душу населения – 925 штук в год.

В последние годы птицефабриками реализован ряд инвестиционных проектов по реконструкции птичников, производственных помещений, что позволит улучшить содержание птицы, сохранность поголовья и условия труда.


В течение года, кроме законодательной деятельности значительное время уделялось работе с населением территорий избирательного округа №22.

За 2017 год в избирательном округе проведено 35 встреч с избирателями, с участием представителей сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, органов местного самоуправления, граждан. Обсуждались вопросы хозяйственной деятельности, социально-экономического развития территорий. Тематика обращений граждан: просьбы об оказании материальной помощи на проведение ремонта и утепления жилища, обустройства коммуникаций, сезонную одежду малообеспеченным гражданам, приобретение лекарств и оказание медицинской помощи.

Принято граждан по личным вопросам - 245 человек. Поступило вопросов, требующих решения, за отчетный период - 334. Рассмотрено вопросов и решено положительно - 207, дано разъяснений - 106 , отказано в решении - 21.

Проведена работа с наказами избирателей: всего подготовлено документов по 31 заявке, на сумму 6 116,9 тысячи рублей, в том числе оказана материальная помощь гражданам на сумму 1 650,0 тысяч рублей.

Принимал участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в городах и районах избирательного округа №22, вручены награды и ценные подарки.

Рассмотрены ходатайства должностных лиц предприятий и учреждений избирательного округа №22 по представлению граждан к награждению наградами Тюменской областной Думы.

За 2017 год подготовлено документов к награждению:

  • Почетной грамотой ТОД - 9 человек,
  • Благодарственным письмом - 20 человек,
  • Благодарностью Председателя ТОД- 6 человек,
  • Благодарственным письмом депутата-15 человек,
  • Нагрудным знаком-3 человека.

Осуществляет руководство Региональной общественной приемной Председателя Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Медведева Д.А. в Тюменской области.

За 2017 год проведено 15 приемов граждан, в том числе выездных в муниципальные районы области - 11. Принято 52 человека по личным вопросам, решено положительно - 20 вопросов. Получено 48 письменных обращений. Рассмотрено с положительным решением - 20, даны разъяснения и ответы-консультации по 28 вопросам граждан.