Новости

Владимир Ульянов о Конституции РФ и конституционно-правовом статусе Тюменской области

Ульянов Владимир Ильич

Родился 12.08.1950 года в с. В-Северское Даровского района Кировской области.
Образование: Свердловский юридический институт (1971г).

Трудовая деятельность:
1971-1990 г.г. - следователь, заместитель прокурора, прокурор г. Сургута;

1990-1994 г.г. - заместитель председателя, председатель Тюменского областного Совета народных депутатов;
1994-2002 г.г. - Директор Центра стратегии развития Тюменской области;
2003-2005 г.г. - Начальник главного правового управления правительства Тюменской области;
2005-2010 г.г. - Главный федеральный инспектор в Тюменской области, помощник Полпреда Президента РФ в УрФО;
2010-2011 г.г. - Советник Губернатора Тюменской области;
2011 по н. в. - депутат Тюменской областной Думы пятого и шестого созыва.


Председатель Экспертного совета при депутатской фракции «Единая Россия» Тюменской областной Думы.

К 25-летию пятой Конституции Российской Федерации

Первая Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 года Пятым Всероссийским съездом Советов и вступила в действие 19 июля 1018 года. Конституция закрепила принципы организации советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственную символику.

Вторая Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года и ее принятие было обусловлено вхождением РФСР в состав Союза ССР в качестве субъекта союзного государства.

Третья Конституция была принята 21 января 1937 года постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов, в связи с принятием и вступлением в действие Конституции Союза ССР от 1936 года.

Четверная Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР, в связи с принятием и вступлением в действие Конституции Союза ССР 1977 года.

Необходимость разработки и принятия новой Конституции России была обусловлена рядом объективных факторов:

во-первых, Россия стала суверенным государством, в связи с распадом Советского Союза,

во-вторых, началась смена общественных и производственных отношений - переход к рыночной экономике,

в-третьих, появился институт президентской власти и,

в-четвертых, с подписанием Федеративного договора существенно менялись федеративные отношения, разграничивались полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, приобретали статус субъектов Федерации края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Проект новой Конституции Российской Федерации начал разрабатываться Верховным Советом Российской Федерации, а точнее Конституционной комиссией, которую сначала возглавил председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин, а после его избрания Президентом - сменивший его на посту главы Верховного Совета Р.И. Хасбулатов. Секретарем Конституционной комиссии с момента ее образования в 1990 г. и до завершения работы был О. Румянцев.

В конце 1992 г. обострились отношения между законодательной властью в лице Съезда народных депутатов и Верховного Совета и исполнительной властью, возглавляемой Президентом России Б.Н. Ельциным. Среди причин конфликта ветвей власти - отсутствие четкого разграничения полномочий между законодательной и исполнительной властями, различные подходы к реализации рыночных отношений и приватизации государственной собственности.

Проекты Конституции, подготовленные Конституционной комиссией и различными политическими силами, не содержали положений, обеспечивающих согласованные позиции Верховного Совета и Президента России Б.Н. Ельцина.

12 мая 1993 г. на совещании с руководителями представительной власти субъектов РФ в Верховном Совете Р.И. Хасбулатов отметил, что

делаются попытки навязать иллюзию некоей победы одной стороны, для чего теперь объектом политических споров избран проект новой Конституции. В предлагаемом президентском проекте есть заслуживающие внимания положения, их нужно рассмотреть и учесть при доработке официального проекта.

В тот же день, 12 мая, Президент Б.Н. Ельцин издал Указ №660 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации». В преамбуле Президент обосновал инициативу выхода с собственным проектом Конституции тем, что

конституционный кризис является главным препятствием осуществления демократических реформ в Российской Федерации, а восьмой и девятый Съезды народных депутатов Российской Федерации вопреки принципу народовластия как незыблемой основы конституционного строя России заблокировали введение Всероссийского референдума по новой Конституции Российской Федерации.

В Указе Президент постановил:

1. Завершить подготовку новой Конституции РФ до 10 июня 1993 г., положив в ее основу проект представленный Президентом главам субъектов РФ и народным депутатам;

2. Для рассмотрения и завершения подготовки проекта Конституции созвать 5 июня 1993 г. Конституционное совещание с делегированием на него по два полномочных представителя от каждого субъекта РФ, представителей Президента, а также (по согласованию) представителей от фракций народных депутатов РФ;

3. Осуществить доработку проекта с учетом предложений органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти, политических партий, профсоюзных, других общественных организаций и массовых движений, народных депутатов и граждан;

4. Образовать для доработки проекта Конституции и представления проекта Конституционному совещанию рабочую комиссию под председательством Президента РФ;

5. Возложить обеспечение деятельности Конституционного совещания и рабочей комиссии на Администрацию Президента и аппарат Правительства РФ.


20 мая 1993 г. был подписан Президентом Указ №718 «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации». В нем уточнялся ряд положений Указа №660 относительно Конституционного совещания. Согласно Указу №718, для завершения учета предложений граждан, органов государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, федеральных органов государственной власти, политических партий, общественных движений, профсоюзов и других общественных объединений Президент созывал 5 июня 1993 г. в Москве Конституционное совещание. Устанавливалось, что Конституционное совещание включает представителей:

- федеральных органов государственной власти РФ;

- органов государственной власти субъектов РФ;

- местного самоуправления;

- политических парий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий;

- товаропроизводителей и предпринимателей.

Состав представителей органов государственной власти субъектов РФ по Указу №718 формировался путем делегирования двух полномочных представителей от каждого субъекта - «по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации». Однако, уже Указом №790 от 31 мая 1993 г. было уточнено, что от каждого субъекта РФ в работе Конституционного совещания участвуют не по два, а по четыре представителя, в т. ч. руководители обоих органов власти.

Первоначально представителями от органов государственной власти Тюменской области были заявлены председатель областного Совета народных депутатов В.И. Ульянов и глава администрации области Л. Ю. Рокецкий, который делегировал в состав Конституционного совещания своего заместителя Ю.М. Конева. Позднее по решению областного Совета народных депутатов в состав Совещания были дополнительно делегированы Г.Н. Чеботарев - заведующий кафедрой конституционного права Тюменского госуниверситета и В.Ф. Кириллов - доцент этой же кафедры.

В процессе работы участники Конституционного совещания сформировали 5 групп представителей (секций):

1) федеральных органов государственной власти,

2) органов государственной власти субъектов РФ,

3) местного самоуправления,

4) политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий,

5) товаропроизводителей и предпринимателей.

Заседания секций проводились раздельно. Согласно регламенту Совещания, в секциях надлежало постатейно рассматривать проект Конституции, обсуждая при этом обобщенные поправки, представленные Рабочей комиссией по доработке проекта Конституции. Решение относительно поправки считалось принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов соответствующей группы представителей. По окончании работы каждая группа направляла в Рабочую комиссию таблицу поправок с решением группы по каждой из них - «поддержать» или «отклонить» в предложенной комиссией формулировке.

Решения групп надлежало передать в Рабочую комиссию до 12 июня 1993 года.

По окончании работы в группах Рабочей комиссии поручалось завершить работу над текстом проекта Конституции с учетом пожеланий групп представителей. Рабочая комиссия должна была представить текст проекта Президенту 15 июня 1993 года.

Мы достаточно подробно приводим здесь механизм работы Конституционного совещания для того, чтобы стал понятен довольно демократический подход к подготовке проекта нового Основного Закона общества и государства. Всего в период с 5 по 12 июня 1993 г. состоялось:

5 пленарных заседаний,

63 заседания палат представителей,

поступило и было рассмотрено более 5000 предложений и замечаний от объединений и граждан,

свыше 500 поправок к проекту Конституции.

Демократический способ доработки проекта Конституционным совещанием дополнялся подобным же подходом к согласованию этого документа с законодательными (представительными) органами государственной власти и главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 24 июля 1993 г. Президент Б.Н. Ельцин своим Указом №1079 констатировал одобрение проекта Конституционным совещанием и счел необходимым провести его согласование с названными органами субъектов, после чего Рабочая комиссия по доработке проекта должна была обобщить их рекомендации и представить соответствующие предложения.


Тюменская область крайне была заинтересована в вопросе о том, как в новой Конституции России будут закреплены статус Тюменской области и входящих в ее состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Было предельно ясно, что юг Тюменской области много потеряет в экономическом и социальном развитии, в доходах областного бюджета, если автономные округа выйдут из состава области. В перспективе и автономные округа проигрывали в динамике развития без юга области. В принципе, между органами государственной власти области и автономных округов в течение 1990-1992 гг. сложились достаточно конструктивные отношения, особенно между областным и окружными Советами народных депутатов. Об этом свидетельствуют проводившиеся совместные заседания малых Советов, разработка и принятие соглашений о разграничении полномочий между областью и автономными округами, деятельность сформированного органами исполнительной власти области и автономных округов Административного совета, в состав которого входили главы администраций области и округов.

Вместе с тем, отсутствие в проекте Конституции нормы, определяющей конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации с входящим в его состав другим субъектом Федерации - автономным округом, юридически выводило автономный округ из состава края, области.


В первоначальном проекте область и автономные округа были по своему статусу разделены территориально. Затем по настоянию представителей Тюменской области в переходных положениях проекта Конституции содержалось положение о том, что автономные округа могут входить в состав края, области. Срок действия конституционных норм, содержавшихся в переходных положениях, определялся сроком в два года. Это тоже не решало проблему. Тогда органами государственной власти семи субъектов РФ, в состав которых входили автономные округа, была предложена следующая поправка 65-й статьи проекта Конституции, разработанная представителями Тюменской области:

Автономный округ может входить в край, область. Особенности правового статуса края (области), в состав которого входят автономные округа, определяются федеральным законом об основах регулирования взаимоотношений краев (областей) и входящих в их состав автономных округов, федеральными законами о крае (области). Особенности правового статуса автономного округа определяются федеральными законами.

Правовой статус республики, края, области, автономной области, автономного округа не может быть изменен без их согласия.

Координатор группы представителей органов государственной власти субъектов Федерации С.М. Шахрай предложил в течение дня согласовать указанную выше редакцию с представителями органов государственной власти автономных округов. Представители автономных округов согласились поддержать предлагаемую редакцию при условии, если в статью 65 проекта Конституции будет включена следующая норма:

По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ 1993 г.).

Согласие было найдено, указанные редакции были поддержаны группой (секцией) представителей органов государственной власти субъектов Федерации и затем, с учетом редакционной правки, вошли в проект Конституции РФ.

Конституционное закрепление статуса края, области с входящими в их состав автономным округом сохранило территориальную целостность этих краев, областей и предоставило возможность самостоятельно решать вопросы взаимоотношений. В дальнейшем сложность указанной конституционной нормы повлекла рассмотрение в Конституционном суде Российской Федерации дела о толковании части 4 статьи 66 Конституции России.

Тем не менее, конституционно-правовой статус Тюменской области - субъекта Федерации был определен в Конституции Российской Федерации:

По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.