Новости

Правовой статус сборщика подписей на выборах и референдумах в российском избирательном праве

Российское законодательство весьма обширно, но при этом до сих пор не даёт ответы на ряд существенных вопросов, связанных с, казалось бы, рутинными «мелочами жизни», от которых зависит буквально весь избирательный процесс:

например, кто такой сборщик подписей избирателей или участников референдума; какие требования к нему предъявляются; каким образом осуществляется оформление оплаты его услуг; какие гарантии он получает от государства и работодателя? Постараемся найти в отечественном праве ответы на все эти вопросы или, в случае их отсутствия, предложим свои варианты решения проблемы.


Итак, кто такой сборщик подписей избирателей или участников референдума? Ни один из действующих федеральных законов не даёт чёткого определения этой категории лиц. Их как будто нет в природе, но чудесным образом они появляются всегда либо перед проведением референдума и выборами Президента Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо депутатов законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.


Однако «сборщик подписей» – это, если хотите, в настоящий момент «народное», а не юридическое понятие. В соответствие же с ч. 7 ст. 45 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и в соответствие с ч. 8 ст. 36 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему на момент сбора подписей возраста 18 лет; или, в соответствие с ч.7 ст. 37 Федерального  закона  от  12  июня  2002  г.  №  67-ФЗ «Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации» право  сбора  подписей  избирателей,  участников  референдума  принадлежит  гражданину  Российской  Федерации, достигшему  к  моменту  сбора  подписей  возраста  18  лет  и  не  признанному  судом  недееспособным. По сути, во всех трёх случаях предъявляется три основных требования: наличие гражданства Российской Федерации, совершеннолетний возраст и дееспособность.


Порядок оплаты труда определён также указанными нормами закона и осуществляется «по договору о сборе подписей». Но это всё ещё некое лицо, а не сборщик подписей. В законодательстве важна точность формулировок. Представьте себе бланк договора о сборе подписей с неким «лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей» либо с «лицом,  осуществляющим  сбор  подписей  участников  референдума». Что это за договор? Срочный трудовой договор? Договор подряда? Договор об оказании услуг? Договор о выполнении работ? Вопрос остаётся открытым. Есть, правда, в сети интернет форма «договора о сборе подписей при проведении предвыборной кампании», но она безнадёжно устарела, хоть и не отменена, и требует тщательной доработки.

Чётко известен только источник финансирования. Так оплата сбора подписей осуществляется в соответствие с ч. 7 ст. 45 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ только из средств соответствующего избирательного фонда; либо в соответствие сч. 8 ст. 36 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ все расходы, связанные с изготовлением подписных листов и со сбором подписей, производятся только через избирательный фонд кандидата; или на основании ч. 7 ст. 37 Федерального  закона  от  12  июня  2002  г.  №  67-ФЗ оплата  этой  работы  осуществляется  только  из  средств  избирательного  фонда  кандидата,  избирательного объединения,  фонда  референдума,  созданного  инициативной  группой  по  проведению  референдума. В то же время законодательно не определён момент оплаты труда сборщиков подписей.

Так оплата может производится как до сдачи подписей на регистрацию по факту завершения самого сбора подписей, так и после факта проверки подписей. Хотя вполне логично оплачивать работу сборщика подписей по факту проверки подписей, так как именно тогда могут быть выявлены недостатки, допущенные им при выполнении им своих обязанностей по договору.


Между тем, никоим образом в избирательном законодательстве России не зафиксирована ответственность за разглашение «лицом,  осуществляющим  сбор  подписей  избирателей,  участников  референдума» персональных данных избирателей, которые поставили свои подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения или же участников референдума в поддержку инициативной группы по проведению самого референдума. В ответ оппоненты могу заявить о том, что есть ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», которая недвусмысленно устанавливает уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную, моральную или же иную ответственность за нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, предъявляемых к защите персональных данных.

Но где формально закрепить эту ответственность и как её применить к «лицу,  осуществляющему  сбор  подписей  избирателей или  участников  референдума», правовой статус которого внятно не определён ни законодательством, ни подзаконными актами, ни профессиональным стандартом? Это возможно только в случае закрепления в тексте договора, например, либо в разделе «Предмет договора», либо в разделе «Ответственность сторон» следующего пункта, согласно которому данное лицо обязуется не разглашать сведения об избирателях (участниках референдума), являющиеся информацией ограниченного доступа, полученные при сборе подписей. Но, опять же, установленной формы такого договора нет.


Немаловажно обратить внимание и на то, что лица,  осуществляющие  сбор  подписей  избирателей или  участников  референдума, фактически и формально не защищены и трудовым законодательством. Для них не установлены трудовые функции, режим работы, время отдыха, социальные гарантии и т.д. В Трудовом Кодексе РФ в принципе отсутствует правовое регулирование трудовых отношений с лицами, занятыми в проведении выборов или референдумов.


Кроме того, сборщики подписей не защищены и от прямого насилия со стороны третьих лиц. Кто гарантирует и каким образом обеспечит его безопасность? Кто будет нести ответственность за вред, причинённый ему при осуществлении его профессиональных на тот момент функций? Ответ, с одной стороны, прост. Это должно делать кандидат, избирательное объединение или же инициативная группа по проведению референдума. С другой стороны, в прежней, даже в устаревшей форме «договора о сборе подписей при проведении предвыборной кампании» ответна этот вопрос тоже не даётся. А все риски пока что ложатся на самого сборщика подписей.


Итак, по результатам поведённого исследования можно сделать следующие выводы:

  1. В Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и в Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» необходимо ввести отдельную статью, в которой будут даны определения основным терминам, включая такой термин, как «сборщик подписей избирателей»;
  2. В ст. 2 Федерального  закона  от  12  июня  2002  г.  №  67-ФЗ «Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации» ввести новое понятие «сборщик подписей избирателей и участников референдума».
  3. В Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и в Федеральный закон  от  12  июня  2002  г.  №  67-ФЗ «Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации» ввести правовую норму, определяющую персональную ответственность сборщика подписей и всех лиц, имеющих доступ к сведениям об избирателях (участниках референдума), являющимся информацией ограниченного доступа, полученным при сборе подписей.
  4. Включить в Трудовой Кодекс Российской Федерации раздел, посвящённый регулированию трудовых отношений с лицами, занятыми при проведении выборов или референдумов.
  5. Разработать единую типовую форму договора (предварительно определив, договор ли это подряда, выполнения работ или же оказания услуг, либо срочный трудовой договор).
  6. При определении порядка оплаты работы сборщика подписей, в качестве определяющего, следует указать момент завершения проверки достоверности подписей избирателей или участников референдума.

Т.П. Корецкая


СПРАВОЧНО


Корецкая Татьяна Павловна, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Института права Челябинского государственного университета.

Автор 20 научных статей и тезисов конференций по состоянию на октябрь 2021 года.

Участвовала на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для детального исследования осуществления ряда институтов народного суверенитета в Российской Федерацией